Перевести страницу

п. Малаховка, ул. Шоссейная, д.40с2.

 вторник - суббота, 11:00 - 17:00

г. Люберцы, ул. Звуковая, д.3

вторник - воскресенье, 11:00 - 18:00


Страницы истории МХАТ

Андреева Татьяна Васильевна,

ветеран труда,

заслуженный работник культуры Московской области

методист МУК «Музей истории и культуры Малаховка»

 

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЕЯ МХАТ

По материалам исследовательской работы

сотрудников Малаховского музея в музее МХАТ,

а также посещения юбилейного мероприятия,

посвящённого 150-летию со дня рождения Н. Д. Телешова

 

Более четверти века отдал Николай Дмитриевич Телешов (фото 1) музею Московского Художественного театра, кропотливо собирая музейные экспонаты, восстанавливая  историю легендарной труппы. В это дело писатель вложил весь свой организаторский талант, всю свою энергию.

Музей (адрес: Москва, Камергерский переулок, 3; фото 2), основанный в октябре 1923 года, Н. Д. Телешов возглавлял более 25 лет. Для изучения этого периода деятельности Николая Дмитриевича я работала  с  документами архивного фонда Телешова в музее МХАТ. Здесь хранятся многочисленные свидетельства, по которым можно восстановить факты, связанные с началом работы музея и его руководителя. В музее  хранится Телешовский фонд № 346,  по которому можно восстановить деятельность Николая Дмитриевича на посту директора. Так, например,  в Протоколе №25 от октября 1926 года  читаем  следующее: «… вчера, 28 октября, ему была передана копия Постановления Высшего Совета МХАТ о назначении его Заведующим Музеем. Доводя об этом Постановлении до сведения сотрудников Музея Телешов считает необходимым напомнить, что Музей со всеми его делами отнесён в настоящее время в ведение Высшего Совета, к которому и надлежит отныне обращаться за всякого рода разрешениями, проводя все обращения через заведующего».

В первые дни руководства музеем Н. Д. Телешов проявил заботу о его  сотрудниках. Он обратился к руководству театра по поводу присоединения к музею новой комнаты в нижнем этаже здания: «…дать возможность музейным сотрудникам работать и нести ежедневную службу не в холоде, при 2 – 3 градусах… а в тёплой комнате». А также просит провести в музей водопровод.

     На заседании архивно-музейной комиссии от 16 августа 1928 года Н. Д. Телешов знакомит коллектив музея с ходом работ Общественного Комитета к 30-летнему юбилею МХАТ. «Празднование предполагается очень широко, в течении целой недели. Между прочим, в данном случае Музей должен сыграть определённую роль и на него возлагаются Комитетом большие надежды.  Постановлено издать сборник в честь театра; многие материалы для сборника ожидаются именно от музея, как например – библиография, некрологи, иконография, документы и т.п. Музей готовится к выставке по 30-летию МХАТ, и что выставка эта вся подготовлена и продумана, остаётся только её осуществление, которое зависит исключительно от Дирекции театра. Необходимы расходы на витрины, на рамы, окантовки и т.п. Дирекция ответила сочувствием и пока дело идёт без задержек, и если мастерские театра не задержат музей..., то дело можно считать законченным. Следует отметить, что как нельзя более кстати явился присыл от К. С. Станиславского для музея подлинных рисунков к «Снегурочке», работы В.А.Симова. Этот очень ценный и необходимый материал уже получил определённое место на выставке и сдан в окантовку». В этом же документе   интересное сообщение о ремонте стен. «Некоторые стены… в нынешнем году  особенно ослабели. Появились зловещие трещины, начала обваливаться штукатурка».  На заявление Телешова  администрация театра прислала каменщика и штукатура, которые заложили камнями пробоины и снова заштукатурили три стены. Телешов констатировал: «Надо думать, что теперь на несколько лет тревожные трещины прекратятся. Тем не менее, пока штукатурка будет сохнуть и пока не окрашены потревоженные стены, работа и развеска экспонатов музея приостановлена». И вот ещё один интересный факт, который удостоверен настоящим протоколом. Читаем: «Покупать мебель в настоящее время для музейного хозяйства весьма затруднительно. Поэтому Телешов привёз и поставил в музей свои вещи: круглый раздвижной стол (обеденный) и два мягких кресла, обитые коричневым бумажным плюшем. Эти вещи составляют собственность Н. Д. Телешова и могут быть изъяты им во всякое время с доставкой по его адресу за счёт музея, что и удостоверяется настоящим протоколом».

Константин Сергеевич Станиславский (фото 3) высоко ценил подвижническую деятельность Н. Д. Телешова по созданию театрального музея. 29 апреля 1932 года великий русский режиссёр отправил приветственное письмо сотрудникам музея    следующего содержания: «К сожалению, болезнь мешает мне присутствовать сегодня на нашем празднике и торжестве. Прежде всего, я издали с большой признательностью мысленно жму руки всем сотрудникам Музея и особенно его неутомимому руководителю Н. Д. Телешову, который с такой любовью, увлечением, талантом, тщательностью и пониманием Художественного театра ведёт это важное для нашего искусства дело. Наши достижения и ошибки, которые не находили раньше закрепления, нашли его в небольших комнатах Музея, в которых можно следить шаг за шагом за тем, как мы росли, строили театр, терпели неудачи и добивались хороших результатов. В архивах музея сохранены письма, режиссёрские экземпляры, эскизы, дневники тех дорогих нам людей, которые участвовали в нашем деле. Кроме того, мне хочется призвать всех теперешних работников театра не только присоединиться к моей благодарности, но и глубоко вдуматься в значение Музея для нашего театра и поддержать его той помощью, которую каждый из нас способен ему оказать, в виде ли дневников, заметок, писем, фотографий и т.п. Эта помощь может быть большой и важной, т.к. она будет способствовать передаче будущему поколению нашего опыта и разрабатываемых нами основ нашего  творчества. Это особенно важно теперь, когда мировое искусство мечется в поисках утерянных им старых традиций и ещё не нашло крепких основ для нового искусства».

Владимир Иванович Немирович-Данченко когда-то назвал этот музей зеркалом самого театра: «Там, в самом деле,  чувствуешь себя в зеркале – и времени, и людей, на которых когда-то держалось  всё это масштабное театральное «хозяйство». 

В телешовском фонде находятся распоряжения по фондовой работе: фотографирование постановок театра (первая фотофиксация), передача в музей фрагментов фильмов с участием И. А. Москвина и М. А. Чехова, граммофонные записи деятелей театра, приём материалов по театральным постановкам: «Николай 1 и декабристы», «Дни Турбиных», «Бронепоезд 14-69», «Горячее сердце»,  «Пугачёвщина», «Безумный день или женитьба Фигаро» и другим. В документах можно узнать о проводимых  выставках,  отзывы  печати и публики  о музее.

В музее хранятся две небольшие книжки, написанные Николаем Дмитриевичем и изданные в 1928 – 29 годах в «Теакинопечати». Первая книга – «Кого не стало» – о артистах и деятелях театра, ушедших из жизни к этому периоду. Эпиграф к книге взят из пьесы Метерлинка «Синяя птица»: «Умершие,  о  которых помнят, живут так же, как если бы они и не умирали».

Здесь автор в небольших сообщениях очень тепло и достоверно рассказывает о тех, кто стоял у основания МХАТ. Например, вот что он писал о Савве Тимофеевиче Морозове (фото 4): «Многогранных, широких взглядов С. Т. Морозов был исключительным человеком по уму и социальной прозорливости... МХТ был одним из самых ярких и  светлых увлечений его жизни, и он помог ему в своё время для того, чтоб укрепить и создать его тем, чем мог он стать… Последние годы жизни Савва Тимофеевич был председателем правления МХТ».

В брошюре «Музей московского художественного театра» рассказывается о предпосылках и первых опытах по созданию музея. Телешов писал: «При Художественном театре имеется архивный материал, связанный не только с его историей, но и с его настоящей текущей жизнью, с трудами сегодняшнего дня…   Мысль о музее впервые была выражена строителем театра, академиком Ф. О. Шехтелем (фото 5) при его первом наброске плана театра в Камергерском переулке. Это было ещё в 1902 году, но прошло 20 лет, а музею оставался лишь начертанным тушью на листе картона. Многие театральные ценности лежали без призора, портились, разрушались и нередко исчезали бесследно или оказывались в частных руках коллекционеров. Наконец, небольшая группа людей, назвавшая себя Архивно-музейной Комиссией, не поставила твёрдо вопрос о надзоре зав. театральным имуществом исторического и бытового характера и не объявила от 29 апреля 1922 года об организации «Постоянного Музея» в здании  самого театра и об устройстве ко дню 25 –летия юбилейной выставки. Общественность и  театр откликнулись на просьбу комиссии и первая выставка была осуществлена. Было выставлено всего 275 предметов (фото, рисунки, несколько макетов, планы, альбомы, книги, плакаты). Выставка имела несомненный успех и, можно сказать, большой. А. В. Луначарский реагировал так: «Музей исторического театра будет ещё долго расти и превратиться в замечательный памятник человеческой культуры». Касаемо архитектора Шехтеля добавлю следующее: он придумал мхатовский занавес со знаменитой Чайкой.

Творческая и общественная жизнь Николая Дмитриевича была тесно связана со многими деятелями литературы и искусства. Особые отношения сложились с А. П. Чеховым, с которым он познакомился, ещё будучи молодым, на свадьбе у литератора И. А. Белоусова. В музее хранится приглашение Николая Дмитриевича на торжество в Таганрог, на родину Антона Павловича, по поводу 75-летнего юбилея великого писателя. Телешов посетил праздничное мероприятие с группой столичных деятелей искусства в мае 1935 года.

До 1959 года музей подчинялся дирекции театра и к этому времени перерос ведомственные рамки и стал музеем союзного подчинения. В музее МХАТ можно увидеть театральные зарисовки великой эпохи русского театра: подлинные сценические костюмы К. С. Станиславского, В. И. Качалова, И. Москвина, О. Л.  Книппер-Чеховой, вещи, принадлежащие А. П. Чехову, М. А. Булгакову, эскизы  А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, В. В. Дмитриева (фото 6), макеты, фотографии и реквизит знаменитых спектаклей МХАТ периода 1898 – 1943 годов. Необходимо отметить, что Владимир Владимирович Дмитриев, главный художник МХАТ до середины 1950-х годов – сын директора Раменской мануфактуры Владимира Михайловича Дмитриева и, соответственно, племянник Фёдора Михайловича Дмитриева, первого русского директора мануфактуры.

Музей небольшой, но совершенно очаровательный. Никоим образом не давит классикой жанра. Тут в меру и драмы и иронии. Здесь чувствуется атмосфера  самого театра. Зрители, пришедшие на театральное представление, имеют возможность окунуться в таинственное музейное закулисье или перед началом спектакля или во время антракта. У них есть уникальный шанс погрузиться в историю и вникнуть в детали постановок времён легендарных метров – основателей театра (фото 7).    

Сегодня фонды музея насчитывают более 300 тысяч единиц хранения. У музея два филиала – мемориальный Дом-музей К.С.Станиславского, мемориальный музей-квартира Вл. Ив. Немировича-Данченко, а также «Ефремовское фойе» и артистическая уборная О. Н. Ефремова – в здании МХАТ. Музей МХАТ – особый мир. В музее чувствуется, что кроме вещей здесь есть ещё нечто присущее театру…  Это живой музей. Его объединяет с театром принцип подлинности. Цель – сохранить традицию бережного отношения к культурной памяти театра и передать её другим поколениям от нынешних «стариков».

Писатель и театральный критик, друг Телешова, Абрам Борисович Дерман написал замечательные строки о Николае Дмитриевиче: «Почему в городе, являющемся средоточием культурных сил великой страны, в городе, где живут корифеи литературы, во главе литературных и литературно-общественных объединений обычно оказывается писатель скромный, непритязательный, всегда старательно державший себя на втором, а то и на третьем плане? Почему «среду» создаёт именно Телешов, почему он остаётся во главе с четверть века? Почему, когда возникает касса взаимопомощи писателей, председателем избирается Телешов? Почему «Общество А. П. Чехова и его общества» возглавляет он же? Почему он становится директором музея МХАТ? В книгоиздательстве в Москве – Телешов. В президиуме Союза писателей – Телешов, в суде Чести, в обществе деятелей периодической печати – Телешов. А разгадка этого явления проста. Он был совершенно безупречен, и высок его моральный авторитет писателя и человека.  Он обладал одной редкой особенностью: сродством лишь с тем, что прекрасно, а всё худое, неудачное, недоброкачественное каким-то образом проскакивало через него, через тот волшебный мир его души, на котором задерживается только хорошее».

К 150-летию со дня рождения Николая Дмитриевича Телешова научные сотрудники музея МХАТ подготовили выставку, посвящённую этой дате. Выставка открылась 1 декабря  в  музее-квартире Вл. Ив. Немировича –Данченко. Сотрудники нашего музея были приглашены на это торжество. В небольшом выставочном зале  выставлены портреты Н. Д. Телешова, его супруги – Елены Андреевны (фото 8 и 9), редкие фотографии Николая Дмитриевича с деятелями театра начала 20 века. На мероприятии присутствовали руководители и сотрудники музея, представитель семьи Телешовых и хранительница писательской квартиры на Покровском бульваре – Татьяна Юрьевна Телешова. Заведующая научно-просветительским отделом нашего музея Дарья Валерьевна Давыдова сделала интересное сообщение «Семья Телешовых в Малаховке». Методист музея Т. В. Андреева сделала презентацию «Семья купцов Карзинкиных. В лучших традициях Российской благотворитель-ности». Творческое сотрудничество «Музея истории и культуры Малаховка» с  музеем МХАТ будет продолжено! (фото 10)

 

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ:


  1. Портрет Н. Д. Телешова;
  2. Портреты – коллаж К. С. Станиславский, Вл. Ив. Немирович-Данченко;
  3. Фото – вход в музей МХАТ;
  4. Фото – книги Н. Д. Телешова «Кого не стало», «Московский художественный театр»;
  5. Портрет С. Т. Морозова;
  6. Портрет Ф. О. Шехтеля;
  7. Портрет В. В. Дмитриева;
  8. Фото экспозиции музея МХАТ;
  9. Фото Т. Ю. Телешовой;
  10. Фото – на юбилее Н. Д. Телешова.


 

Библиографический список:


  1. Архивные документы музея МХАТ – Телешовский фонд, дело № 346, протоколы №№ 23 – 130.
  2. Телешов Н. Д. Записки писателя. М.: «Правда», 1987 (фонды МУК «Музей истории и культуры Малаховка»).
  3. Телешов Н. Д. Кого не стало. М.: «Теакинопечать», 1928 – 1929.
  4. Телешов Н. Д. Музей Московского художественного театра. М.: «Теакинопечать», 1929.
  5. Тишина О. Дом на Покровском бульваре. «Московский журнал», № 5 за 2004 год.
  6. Луначарский А. В. О чести. М.: «Правда», №№ 9 – 10 за 1905 год.
  7. Шестакова Н. Атлас старой Москвы. № 2 за 1990 год, стр. 18 – 19.


Нет комментариев Добавить комментарий